СЕРГЕЙ КОВАЛЬЧУК: ДУМАТЬ О ТОКИО-2020 И ПЕКИНЕ-2022

. Количество просмотров: 715
СЕРГЕЙ КОВАЛЬЧУК: ДУМАТЬ О ТОКИО-2020 И ПЕКИНЕ-2022

Интервью недавно назначенного Министра спорта и туризма Республики Беларусь Сергея Ковальчука состоялось в минувшую пятницу, при том дефиците времени, который является бичом любого руководителя столь высокого уровня.

Ещё больше внимания

— В четверг «золотой» эстафетный квартет биатлонисток и героев-паралимпийцев чествовал Президент страны и Национального олимпийского комитета…

— Прежде всего отмечу, что глава государства дал очень высокую оценку результату, которого добились в Пьенчане те же спортсмены-паралимпийцы. Никогда ранее они так замечательно не выступали. А ведь для людей с ограниченными возможностями даже находиться на Играх – огромное свершение. А тут медали! Безусловно, это мотивация, чтобы ещё больше внимания уделять инваспорту. Восьмое место в мире – это хороший вклад в утверждение Беларуси на международной арене в самых различных областях.

Что же касается биатлонисток, то разговор был именно разговором. Настоящий диалог, в котором Президент и наши олимпийские чемпионки обсудили самые насущные проблемы. Важен даже тот факт, что мероприятие, на которое было изначально выделено всего 60 минут, продлилось два с половиной часа.

— Не зря?

— Уверен, что не зря! Дарья Домрачева, например, рассказала, что в белорусской сборной сервис-группа часто «не попадала» в смазку.

— Четырёхкратная олимпийская чемпионка говорила о себе или за всю команду?

— Разумеется, прежде всего о своих проблемах. Она не могла показывать оптимальную скорость на первых кругах, и так происходило из гонки в гонку. Причём на следующих отрезках в большинстве случаев лыжи Дарьи раскатывались, что, тем не менее, не отменяет наличия проблемы. При этом было обращено внимание на сенсационно успешное выступление в Южной Корее биатлонистов Швеции, от которых никто не ожидал столь широкомасштабного и удачного штурма пьедестала почёта. Одно из самых объективных объяснений лежит на поверхности: отличная, если не сказать идеальная работа сервис-группы скандинавов.

А ведь понятно, что успех в профессиональном биатлоне – это суммирование усилий спортсменов и тренеров, медицинских специалистов, смазчиков лыж. Если что-то, хотя бы в одном звене не так, это сразу отражается на итоговом результате. Именно об этом сам сказал на совещании, приведя пример немцев. Они начинают выезжать на места будущих олимпийских битв за три года до их начала. Создаётся специальная группа аналитиков, которая изучает, мониторит все условия, все факторы, с которыми придётся столкнуться. Климатические, адаптационные, бытовые, транспортные, эпидемиологические. То есть преследуется цель если не вовсе исключить, то минимизировать форс-мажоры и случайности. За два года уже начинается практическая проверка сделанных выводов. Возможно, посылаются не ведущие спортсмены, не будущие олимпийцы, которых не хотят «светить», но в любом случае информация накапливается. В Германии у атлета результаты такие, а в будущих олимпийских условиях они уже другие. Так выявляются тенденции, с которыми можно работать, стремясь усилить позитив и нивелировать негатив. Вот и нам надо уже сегодня думать, что нас ждёт в Токио-2020 и Пекине-2022.

Причём белорусские федерации по различным видам спорта должны общаться между собой, помогая друг другу информацией. На Олимпиадах мы все одна белорусская команда! Я уже принял участие в важных заседаниях, которые прошли у фристайлистов, биатлонистов и конькобежцев. К последним особый интерес. Как и вообще к Белорусскому союзу конькобежцев.

— Поясните, пожалуйста.

— У этой федерации перспектив больше, чем у большинства других. Оцените хотя бы такой «стартовый» факт: на овале разыгрывается 14 комплектов наград, по семь у мужчин и женщин! В шорт-треке ещё восемь, плюс пять в фигурном катании. Итого – 27 комплектов наград из 102, что были в олимпийском розыгрыше Пьенчана. Больше четверти. При правильно выстроенной стратегии можно дерзать. Другое дело, что спросил: «Есть ли план развития на 10 лет?» Оказалось, что нету. А на пять, на четыре года? Опять мимо. Так как же выстроить пирамиду, благодаря которой можно воспитать олимпийских чемпионов?! Чтобы были определены центры и методики подготовки? В зимнее время, в летнее время.

При отсутствии стратегического планирования мы все сильно зависим от разных  обстоятельств. Кто-то может «выстрелить», а может и «не выстрелить». Вот они, минусы философии «Живи днём сегодняшним». Тем более что соперники не спят в шапку.

— Но пробиться в элиту фигурного катания, субъективного вида спорта, очень, очень, очень сложно.

— Согласен. Но дорогу осилит идущий. Очевидно, что надо приглашать специалиста из-за рубежа. В той же Москве столько школ, такая конкуренция! Олимпийской чемпионке Загитовой 15 лет, но уже говорят о 13-летней девочке, которая прыгает четверные. Но есть и другие, талантливые, но не пробивающиеся в основной российский состав. Это один из вариантов решения проблемы который будем рассматривать. Другое дело, что прежде нам самим надо понять, какие цели ставим перед собой и как хотим выстроить работу.

— В истории белорусского фигурного катания остался опыт сотрудничества с госпожой Ручкиной, которую привезли в Витебск. Был Сергей Давыдов, который занял пятое место на чемпионате Европы, но это всё сошло на нет. Ручкина не дала результат, дистанционный опыт сотрудничества с Чайковской и Котиным оказался не вполне удачным. У них возникли претензии, с нашей стороны тоже. Все разбежались в стороны… Тем более фигурное катание субъективный вид спорта.

— Очень субъективный. Я к тому, что на Олимпиаде в фигурном катании разыгрывается пять медалей, а в конькобежном спорте – 14.

— Тем более у нас есть Марина Зуева. Как вы думаете, она способна стать локомотивом, который, как Домрачева в биатлоне, потянет за собой остальных?

— Знаете, я и про Головатюка выскажу свою позицию: он может стать локомотивом при определённых условиях. Я побывал на заседании у конькобежцев. Увидел Хатылёва, Минина – тренеров, у которых глаза горят. Они хотят заниматься, развиваться. Возможно, опыта им пока не хватает, но всё впереди.

Готовить резерв

— Очень важный вопрос по Домрачевой и Скардино. С совещания вы вышли с мыслью о том, что они продолжат карьеру или пока ещё находятся в раздумьях?

— Мне кажется, в ближайшие пару лет они выступать будут точно, но глава государства акцентировал внимание на весь олимпийский цикл. Опять-таки сегодня нам необходимо подготовить резерв, чтобы в случае ухода этих выдающихся спортсменок, а по-другому их не назовёшь (одна – лучший в мире стрелок, другая столько титулов набрала — чего только стоит звание четырёхкратной олимпийской чемпионки), мы были уверены в завтрашнем дне.

— Чтобы не повторилась ситуация как в мужском теннисе, когда радовались успехам сборной страны в Кубке Дэвиса, однако ушли Мирный с Волчковым, а за ними никого не оказалось…

— Вообще я был пять часов на отчёте в федерации биатлона, по три часа на аналогичных мероприятиях у лыжников и фристайлистов. И все эти внутренние моменты, можно сказать, пропустил через себя. И встаёт тренер лыжников — Наумов, лыжник в 2015 году подавал большие надежды в юношеском возрасте. Если человек на юношеском уровне показывал результат, значит, при правильной методике он мог расти и дальше. Беда состоит в том, что у нас порою форсируют подготовку для достижения сиюминутного результата. Тренер цели добился, а дальше… Да, лыжный спорт у нас сегодня не приоритетный. Нужно два олимпийских цикла занимать не ниже определённого места. Тогда государство начинает вкладывать деньги в этот вид. Но лыжи базовый вид для биатлона и даже фристайла. Человека легче научить стрелять, чем бегать.

— Точнее, даже можно сказать: стрелять научить можно, а бегать – нет.

— Абсолютно верно. Я сам это прекрасно понимаю, потому что сам бегаю на лыжах. Может быть, центр подготовки по лыжам перенести в Витебск. Там природные условия это позволяют.

— А где планируется оборудовать трубу?

— Будет их две: одна в Раубичах, вторая в Минске. Место прорабатывается.

— Насколько оправданно, что в лыжных гонках половина команды состояла из зарубежных спортсменов?

— Опять же скажу так. Для того чтобы показывать результат, должна быть очень хорошая общая первая физическая подготовка у спортсменов. А некоторые преодолели три километра более чем за десять минут. Тогда как же они могут пробежать лучше того, кто делает это за восемь минут?

 Тревога за хоккеистов

— Какие предчувствия у вас в преддверии чемпионата мира по хоккею в Копенгагене? Сейчас всё достаточно тревожно: отбивать некому, пасовать — тоже, а уж забивать тем более. Травмированы несколько ведущих игроков, или они не выразили желания играть под руководством Льюиса из-за локальных конфликтов. Что тут скрывать, едем с задачей сохранить себя в элите. Как мы докатились до такой жизни? Ваше отношение как человека, ранее наблюдавшего за всем со стороны, а сейчас находящегося в гуще событий в силу своих служебных обязанностей, .

— Игровые виды спорта – особая тема. Что хоккей, что футбол. Общаемся, разговариваем с теми же футбольными руководителями. Пока не научимся выигрывать у Люксембурга… Лет 20 назад не было подобной проблемы. А сейчас ему уступаем. В хоккее сегодня объективно заработок во главе угла. Кто из наших легионеров блещет в КХЛ? Отборочный олимпийский цикл уступили словенцам. У них звезда одна из НХЛ и три с опытом в этой лиге. Копитар лучший бомбардир своей команды.

 Я переживаю за выступление нашей сборной на предстоящем чемпионате мира. Не хочу проводить аналогии с выступлением «молодёжки», которая поехала в США и проиграла всё, что можно и нельзя, но тревога есть. Опять же – есть люди, которые отвечают за комплектование, подготовку и результат команды. Глава государства чётко сказал: в случае отсутствия последнего разговор будет принципиальный.

Нужна бонусная система

— Как в футболе, так и в хоккее найти сегодня главного тренера сборной – проблема из проблем, поскольку его работа равнозначна чуть ли не пути на Голгофу…

— Выскажу свою позицию, может быть, не совсем правильную, ведь времени на то, чтобы во всё глубоко вникнуть и разобраться, было ещё маловато. Но в моём понимании сильный специалист откликнется и будет работать с полной самоотдачей только при бонусной системе оплаты. Он должен знать: если, к примеру, команда не вылетит из элиты, получит условно 20 тысяч долларов; займёт, скажем, шестое место в группе – 30 тысяч; выйдет в полуфинал – 300 тысяч… Только при таком прогрессивном бонусе у него будет мотивация. А при заключении контракта с фиксированной суммой, не привязанной к результату, зачем ему к чему-то стремиться, раскрывать профессиональные секреты? Тем более через два года он вернётся в свою страну, где и продолжит работу. Поэтому и трудятся с такой оглядкой. Оптимальный вариант, конечно, растить своих специалистов, но пока без приглашённых тренеров вряд ли обойдёмся.

— Поскольку как раз стартовал чемпионат страны по футболу, не можем обойти и эту тему. Как у вас складываются отношения с АБФФ, которая всегда декларировала некую автономность?

— Футбольная федерация и сейчас ссылается на самоокупаемость и независимость, мол, у них всё своё. Но уже сейчас я вижу, что это не совсем так, вернее, далеко не так. У меня в кабинете уже побывали и представители «Крумкачоу», и Белорусской федерации футбола. Однако пока мне выводы делать какие-то сложно. Время покажет.

Не исключена последняя ночь

— Едва ли не главная забота сейчас – подготовка к Европейским играм. Как оцените работы по реконструкции стадиона «Динамо»? И успеем ли мы сдать его в установленные сроки?

— По роду своей прежней деятельности мне доводилось готовить различного рода мероприятия, и я хорошо изучил белорусский менталитет: к сожалению, мы всё делаем в последнюю ночь. Боюсь, и с этим объектом может так случиться. Сегодня на нём ведутся работы в две смены, но чтобы иметь необходимый зазор для шлифовки, мне кажется, нужно переходить на три. С руководством города мы этот вопрос уже обсуждали.

— Вообще нынешняя ситуация с организацией Европейских игр позволяет быть уверенным или чуть тревожиться?

— Учитывая, что форум подобного уровня у нас будет проводиться впервые, конечно, волнение есть. С другой стороны, вспоминая чемпионат мира по хоккею, который также был для нас первым столь масштабным мероприятием, имел возможность убедиться: для наших людей не существует нерешаемых задач, они могут организовать всё на самом высоком уровне. Поэтому, несмотря на отсутствие опыта проведения столь крупных комплексных соревнований, уверен, мы достойно справимся.

От темна и до темна

— В каком состоянии вы нашли аппарат Минспорта? Не нужно ли всё начинать с нуля? Допустимо ли использование поговорки про новую метлу?

— Что касается последней, то, считаю, все решения любого руководителя должны быть осмысленными, осознанными и хорошо взвешенными, хорошо просчитанными. И до меня в ведомстве люди не сидели сложа руки, а старались делать всё от них зависящее. Может, что-то не получалось так, как хотелось бы, может, система требует какой-то небольшой корректировки, которую со временем и проведём.

— Ваш рабочий график — от темна и до темна?

— Да, к сожалению, прихожу домой только ночевать. И выходных тоже практически не имею.

— Как мирится с этим семья?

— Знаете, жена за много лет жизни со мной уже привыкла к такому режиму и ко всему относится с пониманием. Ведь и на предыдущей работе я был занят не меньше.

— Насколько вы будете доступны для тех, кому нужно было попасть на приём ещё вчера?

— Мне кажется, я максимально доступный руководитель, по крайней мере, каждому стараюсь уделить хотя бы минуту-две. В кабинете сижу мало, стараюсь больше выходить к людям, больше бывать в коллективах и на мероприятиях. Потому что настоящая жизнь там, а не в министерских кабинетах.

— У каждого человека должна быть отдушина. В чём её находит министр спорта и туризма?

— У меня их несколько. Раз в неделю стараюсь находить возможность поиграть в русский бильярд. Он помогает отвлечься от всех забот и проблем. Кроме того, это очень интересный вид спорта – философский и в плане соперничества психологический. Вторая отдушина: летом — кроссы, зимой – лыжи, благодаря чему держу себя в тонусе. И третья – собака, русский той-терьер. Утром и вечером гуляю с ним, конечно, я. Когда, кстати, пришли к заводчице, та, увидев его развитую грудную клетку, очень удивилась. А дело в том, что он постоянно со мной бегает, причём только впереди, сзади болтаться не любит. Хорошо зная наш маршрут в парке, добегает до поворота и ждёт меня. Покупали его вообще-то дочке, которая обожает животных и всегда мечтала о собаке. Но вставать рано по утрам ей трудновато.

А рекорд остался

— Правда ли, что, учась в Одесском высшем артиллерийском командном училище, вы установили рекорд, который так никто и не побил?

— Сейчас училища уже нет. Но пока оно существовало, действительно, превзойти мой результат на полосе препятствий – 1 минута 45,6 секунды — никто так и не смог. Это сложный вид. Каждый элемент на полосе имеет свои особенности: его можно за пять секунд преодолеть, а можно, имея определённые навыки и подготовку, за две. Главное же – постоянно держать себя в форме, чтобы не было ни грамма лишнего веса, чтобы все группы мышц были хорошо развиты.

— И финальный вопрос: как вы собираетесь выстраивать отношения со спортивной прессой?

— За те три недели, как возглавил спортивное ведомство, я побывал уже в нескольких регионах, где проблем немало. Хочу, чтобы и журналисты увидели их, услышали людей, где-то помогли им. Через газеты, радио, телевидение гораздо легче и быстрее донести любую информацию: то, что вы написали или сказали, сразу услышала вся страна, а мои слова на совещании – только небольшая группа специалистов. Мы должны понимать, что делаем одно общее дело. И информация должна быть взвешенной, выверенной, правдивой.

Руслан ВАСИЛЬЕВ, Елена ДАНИЛЬЧЕНКО, 
Виктор ИЗОТОВ, "Спортивная панорама"
Владимир НЕСТЕРОВИЧ (фото)
 
Источник: mst.by
 

Центр спортивных и прикладных единоборств «БОЕЦ» проводит обучение (тренировки) по различным видам единоборств в городе Минске.

Записаться на тренировки можно по телефону: +375 (44) 4689432

www.fighter.by

 

Похожие новости