САМОЕ ВАЖНОЕ — НЕ ПОДВЕСТИ

. Количество просмотров: 994
САМОЕ ВАЖНОЕ — НЕ ПОДВЕСТИ

30 января первым заместителем Министра спорта и туризма Республики Беларусь назначен Вячеслав Дурнов, который в предыдущие два года возглавлял Новополоцкий горсовет, а перед этим ещё четыре был зампредом тамошнего горисполкома. Вместе с тем в спорте он далеко не новичок.

Читатели «СП» со стажем хорошо помнят Вячеслава Дурнова как сильного воднолыжника, в конце прошлого века и начале нынешнего регулярно радовавшего громкими успехами на самых престижных турнирах за электротягой. Прежде всего, он был надёжным командным бойцом и отличным фигуристом. Только на чемпионатах Европы шесть раз выигрывал «золото».

На чемпионатах мира трижды поднимался на подиум, в том числе дважды завоёвывал индивидуальное «серебро» в своей коронке. На первом из них в 1998-м уступил лишь своему одноклубнику Алексею Жерносеку, которого сегодня уже в классических водных лыжах именуют не иначе как Асом. Именно с вопроса об этом форуме в немецком Санкт-Леоне мы и начали разговор с Вячеславом Викторовичем.

Ставка на стабильность

— Прежде всего, это был исторический мировой чемпионат — первый за электротягой. Он собрал очень сильный состав. Наша сборная уже доминировала на европейском уровне. И, естественно, было интересно примериться к планетарному. Жерносек к тому моменту успел стать мировым рекордсменом в фигурном катании. Я же, не отличаясь столь ярким талантом, подобных амбиций никогда не имел и брал больше, наверное, стабильностью и пахотой. Выиграл тогда Алексей с запасом. Если он проезжал свою программу, шансов поспорить с ним за «золото» ни у кого не оставалось.

У меня она была не настолько сложная. И я также всю её выполнил. И, в общем-то, это «серебро» стало первым импульсом, благодаря которому поверил в свои силы. Замкнул тройку тогда ещё один новополочанин Юрий Рыктер. Там же мы все вместе поднялись на высшую ступеньку пьедестала, победив в командном зачёте. Свой серебряный успех я затем повторил на чемпионате мира 2002 года в Австрии.

— Зато на чемпионатах Европы в любимом фигурном катании шесть раз поднимались на пьедестал, и трижды вам не было равных. Какой из этих титулов оказался особенно ценным или памятным?

— Наверное, последний, добытый в польском Люблине в 2003 году. К тому моменту только в нашей сборной подросло немало молодых перспективных воднолыжников, наступавших на пятки. А мы с Юрием Рыктером были ветеранами. И, признаться, слабо верилось в то, что удастся ещё раз выиграть континентальный форум. Но опять же выручила стабильность. Программа где-то на 8500 очков у меня была накатана до автоматизма. По сути, я выполнил указание тренера, который частенько повторял: вы должны так отшлифовать все элементы, чтобы ночью могли встать, обуть лыжу и всё сделать безупречно.

— Королём риксена в то время называли упомянутого выше Рыктера. Помните, как в первый раз его на европейском чемпионате обыграли?

— У Юрия, как и у Жерносека, программа была «подороже» моей, а следовательно, и амбиции повыше. Он был ориентирован на европейские рекорды, которые бил неоднократно. А когда человек ставит перед собой столь высокие планки, он идёт ва-банк. И это всегда риск, порой приводящий к ошибкам, которые я никогда не прощал. Когда это случилось в первый раз в 1997 году в Словакии, помню, не мог поверить.

ЛЮБОВЬ К СПОРТУ ВЗЯЛА ВЕРХ
— По завершении спортивной карьеры вы перешли на тренерскую работу, хотя по образованию инженер?

— Да, я закончил Полоцкий политехнический институт по специальности «Технология металлорежущих станков и инструментов». Получив диплом, распределился на завод «Полимир», где два года отработал слесарем. Но продолжал активно тренироваться и выступать во время отпуска. Благо мне шли навстречу. Ещё и пару недель давали за свой счёт, чтобы мог закрыть весь сезон. Признаться, те годы вспоминаю с большим удовольствием. Потому что опыт работы на таком предприятии, и именно слесарем, незаменим. Фактически это позволяло не только посмотреть в действии всё компрессорное оборудование, выдававшее 2500 атмосфер, но и ремонтировать его. Бригада у нас была очень грамотная и профессиональная, другая бы просто не справилась. Это стало настоящей школой жизни среди опытных мужиков.

Затем ещё четыре года отработал инженером технического надзора на «Полимире». То есть, по сути, отдал профессии шесть лет. А потом любовь к спорту взяла верх. Дело в том, что после чемпионата мира 1998 года встал вопрос: или я продолжаю профессионально заниматься водными лыжами, или остаюсь за бортом сборной и, значит, любителем. Я решил отказаться от должности инженера, хотя там тоже открывались неплохие перспективы.

А когда в 2004-м завершил карьеру воднолыжника, перешёл на тренерскую работу. Просто после большого перерыва не мог сразу вернуться на инженерную должность. Вновь пришлось бы начинать со слесаря. Поэтому решил пойти по спортивной стезе. Тем более в последние годы я пробовал заниматься с детьми. И мне нравилось с ними возиться.

Так получилось, что Татьяна Генова тогда как раз возглавила спортивную школу и её группа перешла ко мне, в неё входили и Антон Антонов, Саша Михайлов, сегодня уже немало чего добившиеся. Но готовил я их лишь два года — пока не возникла необходимость самому занять директорскую должность. И в дальнейшем уже только административной работой занимался.

— Своя рубашка, говорят, ближе к телу. А вы, став начальником отдела физической культуры и спорта Новополоцкого горисполкома, начали с реконструкции зала для спортивной акробатики СДЮШОР №5…

— У нас очень хорошее отделение акробатики. И оно нуждалось в улучшении условий. Поэтому отремонтировали для него помещение, закупили современный ковёр. Немалый вклад внёс и сам город, и спонсоры помогли. И с введением его в строй решили объединить в школе акробатику и водные лыжи, поскольку представителям как одного, так и другого вида нужны и батут, и акробатическая дорожка, и ковёр. В этой должности я проработал опять же недолго, но, как мне кажется, продуктивно. В то время как раз шла реорганизация бюджетных спортивных школ. Мы постарались найти для них наиболее оптимальную структуру, которая вполне себя оправдывает.

А потом, так сложилось, ушла в отставку заместитель председателя горисполкома Лидия Афанасьева. И мне предложили эту должность, самоотвод же в таких случаях обычно не принимается. Нужно браться и работать. Это был очень сложный период. К спорту добавились серьёзные и объёмные вопросы здравоохранения, образования, социальной защиты… Было ощущение, будто пытаешься объять необъятное. Чтобы вникнуть во всё, приходилось захватывать вечера и выходные. Это почти как сейчас в Минспорта.

— На собственные занятия спортом времени совсем не оставалось?

— По воскресеньям всё равно старался выкроить время на то, чтобы с ветеранами воднолыжного спорта поиграть в футбол, сходить в тренажёрный зал или бассейн. А на водных лыжах кататься перестал. Просто проехать на них не составляет проблемы. А к тому, чтобы демонстрировать какие-то фигуры, должны быть готовы и мышцы, и связки, и кости, иначе это чревато травмами.

— Но ни одни воднолыжные соревнования в Новополоцке без вас до сих пор не обходились…

— Да, всегда с удовольствием занимался судейством, отвечал, в частности, за установку измерительных приборов для прыжков с трамплина. Мне приятно наблюдать за тем, как дети растут, набираются мастерства.

— В том числе и когда возглавили горсовет, на соревнованиях вы не гнушались также сесть в лодочку и подбирать упавших воднолыжников…

— Будь у меня время, и сейчас бы этим занимался. Без падений не бывает взлётов.

СКУЧАТЬ НЕ ПРИДЁТСЯ
— А как вы восприняли предложение стать первым заместителем Министра спорта и туризма? Одно дело управлять небольшим Новополоцком и совсем другое — выйти на республиканский уровень…

— С волнением. Самое важное — не подвести людей, которые за меня поручились: Министра спорта и туризма Александра Игоревича Шамко и, наверное, главу Администрации Президента Наталью Ивановну Кочанову, и дававших рекомендацию коллег из Витебского облисполкома. Работы я не боюсь. Специфику спорта хорошо знаю. Поэтому надеюсь, что всё получится. Хотя в министерстве масса и других задач, включающих вопросы как строительства, так и экономики. Здесь, думаю, пригодится опыт работы в горисполкоме и горсовете.

— Надо полагать, одна из главных задач, которая поставлена перед вами, — это подготовка к Олимпийским играм в Пьенчане. На то, чтобы войти в специфику зимних видов, понадобится время?

— Знаете, какой интересный факт имел место в моей биографии? В 1989 году я был участником зимней Всемирной универсиады. Тогда болгары решили включить в программу водные лыжи в качестве показательного вида. Но мы разыгрывали медали. И я завоевал «серебро», проиграв только Юрию Рыктеру. В Софии в марте уже было довольно тепло — плюс 10. Поэтому прыжки с трамплина и слалом проводись за риксеном на открытой воде, а фигурное катание — в бассейне.

За те две недели мы посмотрели практически все виды спорта, начиная от горных и беговых лыж и заканчивая фигурным катанием и хоккеем. Мы брали с собой трещотки и флаги и болели за товарищей по команде. На горных лыжах я сам очень люблю кататься. Хоккеем плотно занимался в Новополоцке, поэтому не понаслышке знаю все существующие в нём проблемы и вопросы. Биатлон усиленно развивали в Новополоцком УОРе, поэтому знаком со всеми руководителями и национальной федерации, и Клуба биатлона. Да и с учётом популярности этого вида в Беларуси не следить за ним невозможно. Сейчас мы должны максимум внимания уделить подготовке резерва, чтобы воспитать достойную смену Дарье Домрачевой. А вот с фристайлом предстоит только сейчас поближе познакомиться. Как выступают наши лыжные акробаты, я, конечно, в курсе, но в специфику их вида пока не вникал.

— Ещё более объёмный кусок работы предстоит в связи с подготовкой к домашним II Европейским играм. Успели почувствовать это?

— Естественно. Только на моём уровне за эти две недели провели два совещания с представителями города, НОКа, юридических служб, финансовых. На них обсуждался широкий спектр вопросов, но прежде всего связанных с подготовкой проектов законодательных документов. К числу первоочередных задач относится и подготовка к летним Олимпийским играм в Токио, до которых тоже рукой подать. Три года пролетят — не успеем оглянуться. И мы сами проводим много топ-соревнований.

На «Минск-Арене» только-только завершился финальный этап Кубка мира по шорт-треку, получивший самые лестные отзывы. Оценив все плюсы — от проживания до питания, Международный союз конькобежцев рассматривает возможность доверить нашей столице чемпионат мира. А уже через неделю Раубичи примут очередной этап Кубка мира по лыжной акробатике. Так что скучать точно не придётся.

Источник: boxingbelarus.by

Похожие новости