Чемпионат мира по муай тай в Минске закончился и мы успели соскучиться. Яна Зайцева, совместно с автором и ведущим проекта «Фактор силы» на телеканале «Беларусь-5», спортивным комментатором «Белтелерадиокомпании» Павлом Барановым, вспомнила выступление наших бойцов.
— Что вам больше всего понравилось на домашнем чемпионате мира?
— Практически все! По крайней мере, общее впечатление хорошее. Очень много выиграли, заняли первое общекомандное место. Девушки наши хороши. Не разочаровали лидеры. Это всё же муай тай и тут всякое бывает: получают травмы, к примеру. Сама организация достойная. Неплохой антураж для телевизионной картинки. Видно, что это серьёзный турнир.
Я был на чемпионате мира в Санкт-Петербурге и там все было поскромнее. А у нас даже зрители молодцы. Особенно зрители! Здесь явный плюс этому турниру, в отличии от питерского. Но в этом я не сомневался. Потому что в Минске есть своя чёткая аудитория знатоков, любителей муай тай. Людей, которые сами занимаются этим видом спорта. Эти же зрители постоянно посещают все турниры, организованные «Чинуком». Дворец Спорта 1 — 2 тысячи людей собирает стабильно. Сегодня (финал чемпионата мира) было тысячи 2,5. И я впервые слышал, как люди на трибунах поют гимн. Никогда такого не было. Обычно только музыку слушают, а тут хором пели. Все пришли поболеть за своих. В целом, все просто здорово.
— Что не понравилось?
— Конечно же огорчение от выступления Виталия Гуркова и Андрея Герасимчука. Оба проиграли. И поражения эти очень неожиданные. Жаль, что Андрей Кулебин не выступал, но он получил травму.
— Попробуем проанализировать эти бои. Итак, Гурков...
— С Виталиком у меня очень хорошие отношения. Очень его люблю и уважаю. Познакомились мы ещё в 2012 году, и за эти годы наша команда немало сделала для его пиара в рамках нашего профильного проекта «Фактор силы». Я сам патриот и также, как и он, люблю белорусский язык.
Скажу так. Гурков — отличный спортсмен, многократный чемпион мира. Никаких вопросов не возникает. Но я твёрдо убеждён и лично ему говорил еще прошлой осенью, что если ты атлет высокого уровня, то лучше сосредоточиться на боях. Совместить в своей жизни большой спорт и сцену невозможно! Это никому не удавалось. Даже Рою Джонсу в его лучшие времена. Обязательно где-то да скажется. Не потому что ты так плох. Просто появится кто-то, кто будет лучше тебя в данный конкретный момент. Как и получилось сейчас с португальцем. Если ты где-то что-то упустил в подготовке и образе жизни, то это обязательно скажется не в твою пользу в, казалось бы, равном бою. Столько подобных примеров у нас перед глазами, что об этом и говорить нечего. Виталик, естественно, с этим категорически не согласен. У него своё представление. Видно, что глаза горят в плане шоу-бизнеса. Я его уважаю за музыкальную деятельность, но сказал прямым текстом, что надо сосредоточиться на спорте. А потом, пожалуйста, завершай карьеру и выступай на сцене. И это будет круто!
Я и наставников его знаю. У меня прекрасные отношения с Дмитрием Пясецким и Константином Маханьковым. С Костей мы тоже на эту тему разговаривали. Он мне сказал, что прошлый чемпионат, в похожей ситуации, Гурков выиграл. Я говорю, что в том-то и дело, что прошлый выиграл, а этот проиграл! Значит, тогда сработал старый багаж. Если бы было наоборот в — Швеции неудача, а в Минске — победа, я бы легко признал свою неправоту. Так что, откровенно говоря, я в меньшей степени удивился поражению Гуркова, чем неудаче Андрея Герасимчука. Вот Герасимчук реально меня поразил. Я не ожидал, что так получится. Никто не ожидал. Вообще никто.
— Его проигрыш — следствие недооценки соперника?
— Ну вообще есть несколько нюансов. Андрей пять лет никому не проигрывал, спортсмен высокого уровня, жёстко бьющий. У него единственное реально слабое место — это травмированная спина, проблемы с которой, время от времени, дают о себе знать.
Но здесь лучше сосредоточится на моментах, связанных непосредственно с этим боем. Во-первых, он действительно недооценил соперника. Хотя до этого иранец обошёл крепкого россиянина Семёна Шелепова. Во-вторых, Андрей абсолютно не выполнил установку Дмитрия Шакуты (тренера Андрея Герасимчука). Вместо того, чтобы делать то, что у него лучше всего получается, он сделал все наоборот. У Герасимчука великолепные кики, мощнейшие просто. Он отбивает руки Шакуте, когда тот держит лапы. В этом бою он почему-то ими не пользовался. Мне Андрей сказал, что несколько раз хорошо попадал. У него было два четких удара коленом в область печени. Плюс акцентированные панчи. Но соперник на это не среагировал. В чем тут дело? Может быть природное здоровье иранца. Может неплохо так фармакологию употребил. Но судя по всему, оказался Андрею не по зубам. Слишком крепкий и с ним надо было действовать по-другому. Мы это увидели в финальном бою с Цотне Рогавой. Украинец просто оказался чуть получше. А так, добавь ещё раунд-второй, не знаю, может иранец в таком случае и выиграл. Он в одной и той же манере работает. Первые три минуты так-сяк, а потом, когда соперник выдыхается, наоборот, начинает добавлять, идёт вперёд и его не остановить. Он очень много пропускает, но не падает. Здесь, мне кажется, Герасимчук реально растерялся.
— Не участвовал в чемпионате Андрей Кулебин. У него действительно травма или это нежелание боксировать против тайца Супербона, которому он уже проигрывал?
— Я убежден, что для Кулебина выступить в Минске было принципиальным моментом. Это домашний чемпионат мира и если бы Андрей здесь вышел в ринг, то запомнил бы это событие на всю жизнь. Он всегда был капитаном сборной, неоднократно признавался лучшим бойцом чемпионатов мира. Я уже готовился комментировать финальный бой с его участием. Но так сложились обстоятельства, что у него проблемы со здоровьем. Для Андрея, как и для всего«Кикфайтера» эта ситуация неприятна. Так что не в Супербоне дело.
Вообще, меня как журналиста напрягают все эти конспирологические теории в нашем муай тай. В сборной хватает конфликтов и так было всегда. Но лучше сосредоточится на другом — вот, к примеру, в плане спортивной конкуренции, положение создается с интригой. Сейчас Вадим Васьков стал серебряным призёром чемпионата мира и намечается интересное противостояние в этом весе с Андреем. Как и в весе до 86 кг, где Женя Волчек — чемпион мира и Анатолий Ванаков — чемпион мира, который, конечно же, обязательно захочет вернуть себе лидерство. Так просто чемпионский титул мирового значения не выигрывается. Значит атлет реально талантлив и мастеровит. Так же всем известно противостояние Дениса Гончаренка и Андрея Герасимчука. Намечаются очень интересные бои. Я уже говорил в своём репортаже о том, что у нас чемпионы мира — это прежде всего чемпионы Беларуси. В весе могут встретиться сразу два лучших бойца! Наш внутренний чемпионат — это один из сильнейших турниров Европы. Это о чем-то да говорит.
— Вопросы к Кулебину начались с того момента, когда он не подал апелляцию на финальный бой чемпионата республики против Васькова...
— Я разговаривал с ним. Он сказал, что раз такое дело, то не хочет подавать протест. Может расстроен был. Может ещё что-то. Вы должны понимать — спортсмены, в большинстве случаев, ранимые люди. Им трудно принять поражение, потому что очень много сил вложено: образ жизни, время на подготовку, наработанный годами тяжелого труда высокий статус. Хотя отмечу, что тот же Гурков достойно своё поражение воспринял. Признал, что проиграл по делу и ему стыдно за то, что это произошло именно дома.
— У некоторых были вопросы к судейству. Например, у главы украинской команды Павла Евтушенко. Он считает, что его боец выиграл полуфинальный бой у Артема Аванесова.
— Никаких оснований для реального протеста не вижу. Ничего там такого не было. Что касается непосредственно судейства, то все нормально. Я уверяю вас, что на любом турнире по боксу претензий к судьям должно быть в десять раз больше. На любом уровне там постоянно какие-то косяки. Правильно сказал Дима Валент, что по любителям выиграть труднее, чем по профи. Но это зависит от турнира. Даже по любителям одна и та же бригада судит по-разному. Есть тайская манера судейства, где ценятся скрутки, чёткие акцентированные удары коленями. А вот лоу кики игнорируются. Некоторые их вообще за удары не считают. Если супертяжи, то оценивают и лоу кик, но он должен быть акцентированным. Тайские судьи могут ещё оценить хорошую защиту. Видят, что человек защищается и контролирует ситуацию и это тоже плюс бойцу. Так что тот, кто приезжает на турнир, просто обязан подойти к организаторам и спросить какой регламент и в какой манере будет вестись судейство.
— Какой бой финала был самым эффектным?
— Естественно, мы всегда ценим нокауты и все подобное. Дима Варец, конечно, нас порадовал! Он вообще и так этот бой выигрывал. К слову, таец меня удивил: на ринге был чересчур расслаблен. Может он не понял против кого вышел? Мастеру пропустить удар с разворота ногой! Не знаю, о чем он думал. Может хотел в Таиланд, домой? Конечно, для него это не просто больно, а обидно. В конкурентных поединках, когда боксируют мастера высокого уровня, такое редко проходит. Я бы не поверил никогда в жизни, если бы в бою, например, Прамука и Кулебина мы увидели нокаут бэкфистом. Это форс-мажор! Бойцы очень высокого уровня не позволяют себе так ошибаться. Но как обычно это бывает, грубые ошибки приводят к эффектным зрелищам.
К примеру, мы видели финальный бой Дианы Емельяновой против турчанки. Удивительный бой! А удивителен он тем, что белоруска проводила только третий поединок в карьере! И это было видно. Огромное количество работы ещё впереди, особенно, что касается защиты. Встретились две девушки у которых одинаковые проблемы. Но зато это конкурентный классный поединок. Одна умела нагибать и бить коленом, вторая нормально засаживала руками, потому что у неё хорошая фактура. Диана — чемпионка Беларуси по классическому боксу, но, учитывая уровень современного женского бокса, который уже второй цикл является Олимпийским видом спорта, то пока с выступлением в роли боксаны на международной арене лучше повременить. Могут наступить серьёзные последствия для здоровья. В её весе там сейчас такие мастера! Так что лучше сосредоточиться на муай тай.
В целом, зрелище получается, когда хватает чьих-то ошибок. И когда этих недочетов много, может выйти неплохое шоу. А когда встречаются равного уровня соперники, удовольствие получает тот, кто реально разбирается в спорте и понимает, в чем суть происходящего. А случайные зрители, не слышавшие и слова такого — «клинч» — видят только то, что бойцы в ринге чуть ли не половину времени боя обнимаются. Нюансы спорта не все понимают.
— Вы общались с представителями IFMA?
— Специально нет, но знаю, что иностранцы все по-деловому удовлетворены проведением чемпионата.
— Сейчас уже другие ставки: попадание в программу Олимпийских Игр.
— Пусть никто не обольщается — это долгий путь. То, что подписали соглашение — очень хорошо. Но, но, но... Много нюансов. Это очень серьёзная закулисная работа. Я неоднократно говорил, что стать Олимпийским чемпионом по любому виду спорта гораздо тяжелее, чем стать чемпионом мира, скажем, по муай тай. Нам будет сложнее, потому что сразу подключаться страны в которых ударные виды единоборств хорошо развиты. США, например. Моментально подтянутся французы, голландцы, британцы. Но при этом сам процесс классный, создающий другой уровень конкуренции. И для нашей федерации будет хорошо. Усилится поддержка со стороны Министерства спорта и государства в целом. К этому же все стремятся! Есть, скажем, Олимпийские виды спорта, в которых среди белорусов чемпионов нет и в ближайшее время не предвидится. Допустим, регби-7. Вот там особо тратиться не будут: потому что перспектив особых пока нет. А в муай тай они есть и очень чёткие. Сейчас вот карате подтянули в Токио, но там свои моменты. Белорусское карате не так известно в мире, как белорусский тайландский бокс.
— Конкретно по этому турниру понятно, что принципиальные соперники — это, в первую очередь, Беларусь и Таиланд. Ну и ещё Россия с Украиной. Славянская школа остаётся одной из самых действенных.
— Я действительно, в этой сегодняшней ситуации неолимпийского вида спорта, не вижу на первых ролях ни французов, ни голландцев, которые в своё время были очень серьёзными ребятами. Но зато, к примеру, приятно удивила женская сборная Швеции. С удовольствием отмечаю, что там в основном представительницы титульной нации. Понятно, что в Скандинавии развит феминизм — женщины стремятся быть наравне с мужчинами. Но, чтобы серьёзно этим заниматься, приходиться много терпеть и от многого отказываться. И вот, в достаточно благополучной стране, девушки идут в такой спорт! Ведь за подобные страны обычно выступают те, кому просто надо выбиться в люди. Афрошведы, например. А здесь мы видим натуральных шведок, и я такое наблюдал только на турнирах по борьбе. Кстати, они фактурные, но при этом чистые — в Скандинавии сейчас очень строгое отношение к фармакологии. Очень строгое. И я не знаю, как это будет сказываться на единоборствах, но во многих других видах уже намечаются проблемы. Там могут прийти в обычный тренажёрный зал и любого человека — абсолютно любого! — взять и заставить сдать анализ на допинг. У них это законно.
— Многие подозревают иранца, победившего Герасимчука, в том, что он употребляет допинг.
— Все об этом говорят. Потому что он выглядит не совсем атлетично и ему должна быть свойственна совсем другая манера работы. Обычно эти люди начинают уставать к концу боя, а у него все наоборот. Он в первом раунде выжидает пока выдохнется соперник. А разве можно сравнить форму иранца и Андрея? Никак нет. Герасимчук высушенный, типичный тайский боец. А тут выходит мешковатый парень и к третьему раунду прет как танк и его не остановить. И вот ещё момент. Все, кто с ним боксировал, говорят, что попадают по нему, но ничего не происходит. Может это физиология? Та же жировая ткань на мышцах служит хорошей защитой. Пробить такого парня трудно. Плюс, у иранцев вообще хорошая фармакология как таковая.
А сам Андрей в том бою просто завёлся. Когда они начали боксировать, иранец его разозлил, и эта злость пошла не в нужном направлении. Гера не оставил голову холодной, и в итоге он перса не потряс, а сам выдохся. Поэтому надо было чётко работать, по плану. Как Артём Аванесов, например. Аккуратно.
— На этом чемпионате мира вообще на допинг проверяли?
— Да, проверяли. Выборочно. Мне называли количество проб, но цифра уже вылетела из головы. Кстати, если муай тай сейчас двигается в олимпийскую сторону, то надо менять и фармакологическую подготовку, так как попасться можно и на мельдонии, который даётся для поддержания сердечной мышцы. У меня, вообще, своё мнение на счёт допинга и это отдельный большой разговор.
— Вы не считаете, что антидопинговые программы с каждым годом становятся все абсурднее?
— Абсурднее для вас, для нас, для спорта. Но только не для антидопинговый агентств. Они все делают сознательно. И похоже увлеклись погоней за властью и контролят спортсменов по чем зря. В это же время МОК требует от атлетов рейтингов, а рейтинги то достигаются сверхрезультатами! При этом они ограничивают спортсменов в элементарных вещах. Это же смешно! Человеку нужно восстанавливаться от невероятных нагрузок и тяжелых травм, а они может хотят, чтобы атлеты умирали на аренах, помостах и трассах? Тогда они этого добьются. Все эти разговоры о чистоте спорта... Это при силовых то показателях в районе 240 кг в толчке! Или бег спринтеров за 10 секунд. Или результаты в плавании. Астматики — это уже вообще фольклор! Проблем нет, пусть играются. Я же сторонник честного отношения во всех аспектах жизни, а здесь искренности не вижу.
— С 20 по 30 июля во Вроцлаве пройдут Всемирные Игры. Наши бойцы поедут туда в составе олимпийской команды. «Беларусь-5» будет освещать событие?
— Конечно. «Фактор силы» к этому готовится. Всемирные игры — это генеральная репетиция самого главного — Европейских игр, где 8 видов единоборств. Это серьёзно. Мне как журналисту, как комментатору приятно быть в гуще событий и работать со звёздами на таких серьёзных турнирах.
Текст Яна Зайцева
Фото Ольга Коверчик, Владимир Нестерович
Источник: chinuk.by