Четыре года назад в Беларуси впервые заговорили о женском боксе
Развиваться он, конечно, начал раньше, но в 2013-м появление на чемпионате мира в корейском Чеджу сразу четырех белорусских спортсменок стало небольшой сенсацией. Результатами девушки, правда, тогда не впечатлили, но заявили: вид спорта, дебютировавший в 2012 году на Олимпиаде в Лондоне, способен как приносить медали, так и собирать весьма серьезную зрительскую аудиторию. К слову, на минувшей Олимпиаде в Рио именно женщины спасли от «баранки» сборную России, а с прошлогоднего чемпионата Европы с наградами вернулись и белоруски. Впервые в истории на пьедестал поднялись Юлия Апанасович и Виктория Кебикова.
ОБЕ девушки гомельчанки, что ничуть не удивительно — именно в Гомеле в свое время Игорь Фигуренко рискнул надеть женщинам боксерские перчатки, вызвав немало скепсиса у коллег-тренеров:
— Я не видел в этом ничего предосудительного, зато видел большие перспективы. По большому счету, чем женский бокс отличается, например, от женского волейбола? Кому-то нравится с мячом бегать, кому-то штангу поднимать или бороться. А моим девчонкам нравится боксировать. Хотя до сих пор многие к этому относятся как минимум скептически. Никто не хочет думать о перспективах, всех сразу возмущает: почему девушки дерутся?
Желающих боксировать Игорю Фигуренко и Валерию Ращупкину поначалу пришлось искать по всему городу. Даже с учетом того, что с предложениями тренеры отправились с сопряженные секции единоборств, задача оказалась непростой. На первые тренировки в 2009 году пришла всего пара человек. Да и сегодня аншлага в небольшом зальчике на окраине Гомеля, найти который среди серых высоток непросто даже с навигатором, не наблюдается. Фигуренко по этому поводу не переживает, резонно делая ставку на качество:
— Это специфический вид спорта. Даже не борьба. В боксе постоянно присутствует элемент насилия, и поэтому случайные люди заниматься боксом не рискуют. Чтобы добиться здесь успехов, нужно научиться не жалеть себя, преодолевать трудности, терпеть боль. К тому же это девушки: другие отношения в коллективе, зависимость от настроения. Нам, тренерам, тоже многому пришлось учиться.
Влада Колоскова. В свои неполные 20 эта с виду хрупкая девчонка значится среди реальных претендентов на попадание на Олимпиаду в Токио, но признается, если для исполнения мечты придется недельку походить с фингалом, даже внимания не обратит:
— Нет, это не протест и не желание заявить о каком-то женском равноправии. Просто я с самого детства была шебутная, постоянно куда-то бежала, с кем-то дралась. Поэтому и виды спорта выбирала соответствующие. Сначала тайский бокс, в этот зал пришла из карате. Почему пришла? Конечно, за Олимпиадой!
Ради новобранцев гомельским тренерам в 2009 году пришлось переселить парней из двух раздевалок в одну, но завоевывать свое место в отнюдь не самом просторном зале, в свое время силами самих спортсменов перестроенном из бывшей пионерской комнаты, девушкам пришлось уже самостоятельно. Виктория Кебикова — одна из первых учениц Фигуренко и одна из двух обладательниц наград чемпионата Европы — о временах притирки сегодня вспоминает с улыбкой:
— Конечно, было непросто. Многие ребята и сейчас относятся к нам снисходительно, считают, девушки должны заниматься исключительно домашними делами. Мы поначалу работали своей группкой из четырех человек, но все равно ведь со временем начали пересекаться в спаррингах. Серьезно нас стали воспринимать, только когда с медалями чемпионата Европы вернулись. Да и сами чувствуем, что догоняем соперниц из стран, где женский бокс начал развиваться уже давно.
ОТЛИЧИЙ между мужским и женским боксом, утверждает Игорь Фигуренко, в последнее время становится все меньше. Более того, девушки в бою порой оказываются более эмоциональны, агрессивны и безжалостны: если уже бьют, то без оглядки. Зрителям такое нравится, телевидение интересуется женским боксом, и, обрисовывая перспективы, тренеры предлагают взглянуть на бои без правил, где женские поединки давно стали одной из очень зрелищных частей шоу. Есть, правда, свои нюансы: по опыту Фигуренко, редко кому из девушек удается остаться в ринге после свадьбы. Мужья обычно оказываются категорически против подобного «хобби», а рождение детей усложняет все еще сильнее. Тем не менее настроен тренер оптимистично.
Правда, боксерам нужны деньги. Как минимум для участия в турнирах. С ними у девушек традиционно сложно, география же чемпионатов мира словно издевается над спортсменками. Первый для белорусок турнир прошел в Южной Корее. Следующий чемпионат мира в Индии — дорога также неблизкая и недешевая. Благо Белорусская федерация бокса девушками занялась всерьез: деньги там обещают найти, ждут планы подготовки и смету расходов от тренеров. Однако при этом уже скоро к финансовым проблемам могут запросто добавиться и организационные. Оценив рост числа желающих, Международная федерация бокса готова сделать отбор на топ-турниры аналогичным мужскому — через завоевание лицензий. Чтобы регулярно пробиваться на такие соревнования, объясняет Фигуренко, нужна постоянная соревновательная практика. Причем с лучшими. Старший тренер национальной сборной, курирующий женский бокс, Валерий Корнилов заверяет, что девушек без внимания никто не оставит:
— Уже можно выделить несколько спортсменок, которые способны всерьез побороться за место на Олимпиаде. Сильно прибавила Яна Бурим, в минувшем сезоне очень красиво и профессионально победившая финалистку чемпионата Европы. На хороший уровень способна выбраться и Юлия Апанасович. Обе девушки психологически уже готовы выигрывать у именитых соперниц, но им, как и всему нашему женскому боксу, действительно не хватает конкуренции. В некоторых весовых категориях даже на чемпионате Беларуси участвуют всего по 3—4 спортсменки, но постепенно мы развиваемся. В Беларуси уже есть две бронзовые призерки и финалистка молодежного чемпионата Европы, сильные молодые спортсменки появились в Бобруйске, Молодечно, Витебске. Тренеры поняли, что женская и мужская медали на Олимпиаде выглядят одинаково, и куда охотнее берутся работать с девушками.
Источник: sb.by